Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!

Цель, основные задачи и принципы деятельности СППС ГУО РБ

Дата: 11 сентября 2017 в 13:20

Цель, основные задачи и принципы деятельности СППС ГУО РБ

Целью деятельности СППС учреждения образования является содействие в создании условий для полноценного личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения, обучающихся и воспитанников в учреждении образования, семье и социальном окружении.

Основные задачи СППС учреждения образования:

  • организация своевременной комплексной личностно-ориентированной социально-педагогической, психологической и правовой помощи обучающимся, воспитанникам, а также тем из них, кто имеет проблемы в общении, обучении, развитии, социализации или находится в социально опасном положении; содействие в формировании эмоционально благоприятной атмосферы в детских и педагогических коллективах учреждения образования, семьях обучающихся, воспитанников и их социальном окружении;
  • предупреждение семейного неблагополучия, социального сиротства, насилия в отношении детей и профилакти¬ка асоциального поведения, безнадзорности, правонарушений обучающихся, воспитанников, пропаганда здорового образа жизни;
  • повышение психолого-педагогической и правовой культуры всех участников образовательного процесса, активизация и усиление педагогического потенциала социального окружения.

Принципы деятельности СППС учреждений образования:

  • приоритет прав и интересов обучающихся и воспитанников;
  • личностно-ориентированный подход;
  • гуманистический характер деятельности;
  • доступность;
  • конфиденциальность.

Документационное сопровождение деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждений общего среднего образования

В соответствии с п. 2. гл. 1, п.8 гл.3 Положения о СППС ГУО – в учреждении образования разрабатывается положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения, которое утверждается его руководителем. Специалистами социально-педагогической и психологической службы (далее – СППС) являются педагог социальный и педагог-психолог, в пределах общей штатной численности из числа вышеназванных специалистов учреждения. СППС создаётся только при наличии двух специалистов. Служба создается, реорганизуется и ликвидируется приказом руководителя учреждения, в котором указывается конкретный состав и ее подчиненность (руководителю учреждения образования либо его заместителю).

Должностные инструкции педагога-психолога и педагога социального составляются на основании квалификационных характеристик, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 октября 2011 г. № 105 «О внесении изменений в выпуск 28 единого квалификационного справочника должностей служащих» и должны включать в себя функциональные обязанности специалистов СППС.

В соответствии с п. 16. гл.3 Положения документация СППС учреждения образования  включает:

1. План работы СППС учреждения образования на год (устанавливает цели, задачи, формы, методы работы, мероприятия по реализации основных направлений деятельности, сроки, участников, лиц, ответственных за их проведение, и учреждения, с которыми взаимодействует СППС по проведению мероприятий - ст. 95 Кодекса) - 6-ой раздел годового плана работы учреждения образования (форма 1);

2. План работы специалистов СППС учреждения образования на четверть либо полугодие (форма 1);

3. Аналитический отчёт о работе СППС учреждения образования за год      (форма 2);

4. Графики работы специалистов СППС учреждения образования;

5. Социально-педагогическую характеристику учреждения образования (форма3,4,5);

6. План воспитательной работы и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении (разрабатывается в соответствии в установленном порядке учреждением образования и утверждается его руководителем – п.10 гл.3), может являться разделом годового плана работы учреждения;

7. Материалы по организации и оказанию помощи несовершеннолетним (индивидуальные планы защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, и планы защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите, акты обследования условий жизни и воспитания обучающихся, другие необходимые материалы);

8. Отчёты и аналитические материалы о реализации мероприятий по оказанию социально-педагогической и психологической помощи несовершеннолетним, индивидуальных планов защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, и планов защиты прав и законных интересов детей, признанных нуждающимися в государственной защите (обобщенная аналитическая  информация учреждения по СОП, которая предоставляется ежеквартально на основании отчетов всех субъектов профилактики, участвующих в реализации мероприятий индивидуальных планов защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении и направляется в СПЦ);

Документация СППС должна храниться в кабинете службы либо кабинете педагога социального (педагога-психолога), в доступном месте для использования вторым специалистом, администрацией учреждения образования. При увольнении ответственного специалиста вся документация предоставляется заместителю директора по воспитательной работе.

Документация педагога социального

1. Должностная инструкция.

Должностная инструкция составляется на основании квалификационной характеристики педагога социального, утвержденной Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 октября 2011 г. № 105, для конкретного специалиста, учитывает уровень его квалификации и выполняемый круг обязанностей.

2. Номенклатура дел.

3. Личные данные педагога социального (форма 7).

4. График работы.

При распределении рабочего времени учитываются особенности распорядка дня учреждения образования, возможности родителей, педагогов, обучающихся участвовать в воспитательных мероприятиях, в индивидуальной и групповой работе, а также необходимость посещения школьников и их родителей на дому.

Специалисты СППС вносят предложение о графике работы в пределах 40 часов рабочего времени в неделю на согласование и утверждение администрацией. В графике работы указывается время проведения индивидуальных консультаций. График размещается на двери рабочего кабинета и тематическом стенде и может корректироваться в течение учебного года. Изменения  в графике работы могут производиться по согласованию с администрацией и только с согласия специалистов.

Информация о работе специалистов СППС учреждения образования должна систематически доводиться до сведения педагогов, учащихся и их родителей.

5. План работы на четверть либо полугодие (форма 8).

6. План-сетка на неделю (форма 9).

7. Циклограмма работы (виды деятельности и нагрузка по дням недели) (форма 10).

8. План работы Совета по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних (форма 11).

9. Социальный паспорт микрорайона учреждения образования (форма 12).

10. Социально-педагогическая характеристика класса/группы.

11. Учёт несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении (сборник нормативных документов Министерства образования РБ № 8, 2010 г.) (форма 13).

12. Персонифицированные банки данных детей и семей различных категорий учёта (форма 14).

13. Журнал учёта работы (форма 15).

14. Журнал учёта консультаций (форма 16).

15. Журнал первичного учёта фактов семейного неблагополучия (форма 17).

16. Журнал учёта посещения семей, состоящих на учёте, по месту жительства   (форма 18).

17. Журнал учёта правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних (форма 19).

18. Журнал учёта посещений и профилактической работы инспектора ИДН    (форма 20).

19. Учётно-профилактические дела несовершеннолетних, состоящих на различных видах учёта (ИДН, СОП, НГЗ) (форма 21).

20. Информация о посещении семей (оформляется в случае посещения семьи одним специалистом), акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего (в случае посещения не менее, чем 3-мя членами комиссии) (форма 25).

21. Иные документы (формы 22-24, 26-27).

ДОКУМЕНТАЦИЯ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩАЯ И ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Виды документации, обеспечивающей и регламентирующей деятельность педагога-психолога

Важным компонентом профессиональной деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении является оформление различного рода документации. Документация должна сопровождать каждое направление деятельности практического психолога.

Комплект документации педагога-психолога общеобразовательного учреждения можно разделить на несколько блоков:

  • блок нормативной правовой и методической документации;
  • блок рабочей документации (организационно-методическая и специальной).

Организационно-методическая документация в организационно-методическую документацию входят:

1. График работы.

2. План работы на четверть (полугодие).

3. Журналы учета видов работы:

  • диагностика;
  • консультирование;   
  • развивающая и коррекционная работа (индивидуальная);
  • развивающая и коррекционная работа (групповая);
  • просветительская работа;
  • организационно-методическая работа;

4. Список используемых коррекционно-развивающих и профилактических программ.

5. Список используемых диагностических методик.

6. Справки по итогам мониторинга проводимых мероприятий и реализуемых программ.

7. Отчет и аналитическая справка практического психолога о проделанной работе по итогам года.

Комплект рабочей документации для  деятельности педагога-психолога в структуре психолого-педагогического сопровождения детей

1. План работы педагога-психолога на четверть (полугодие) (Форма 1).

2. План-сетка на рабочую неделю (Форма 2).

3. Циклограмма работы (виды деятельности и нагрузка по дням недели) (Форма 3).

4. Журналы учета видов работы (Формы 4 А-Д).

5. Аналитический отчет о проделанной работе (за учебный год) (Форма 5).  

6. Статистическая справка за отчетный период (четверть, полугодие, год) (Форма 5 А).

7. Заключения по результатам проведенного психодиагностического    исследования (Форма № 6 А - Г).

8. Программа работы педагога-психолога с группой (Форма 7).   

9. Программа индивидуальных  коррекционно-развивающих занятий (Форма 8).

10. Протоколы (Формы 9 А-В),  материалы тестовых обследований.

11. Список используемых диагностических методик (Форма 10).

12. Список используемых коррекционно-развивающих и профилактических программ (форма 11).

13. Примерная схема составления психолого-педагогической характеристики учащегося (Форма 12).

14. Ориентировочная форма договора с родителями о разрешении на работу с родителями (Форма 13).

Специальная документация — это особый вид документации педагога-психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. При оказании психологической помощи объем специальной документации должен быть профессионально целесообразен: оформляются лишь те виды документов, которые необходимы педагогу-психологу либо на оформление которых получен запрос (выписка, характеристика и др.). К специальной документации относят:

  • психологические характеристики;
  • психологические заключения;
  • протоколы обследований, коррекционных занятий, бесед, и т.д.;
  • карты психического развития;
  • коррекционные карты;
  • выписки из психологических заключений и карт развития.

Заключения, коррекционные карты и протоколы являются закрытыми видами специальной документации (может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования). Остальные виды — свободные (открытые) для доступа лиц, заинтересованных в информации. Кроме того, их основная цель — ознакомление с индивидуальными психологическими особенностями того или иного учащегося (определенной группы, класса).

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.